Новость: "Голодные игры": богатая Москва vs бедные регионы
Все новости

"Голодные игры": богатая Москва vs бедные регионы

Автор: WhoTrades 3 года назад

"Голодные игры": богатая Москва vs бедные регионы

"Москва объедает страну", "Хватит кормить столицу" - заявления в таком духе раздаются довольно часто. Недаром Москва - первая ассоциация к Капитолию из "Голодных игр" Сьюзен Коллинз - столице, подчинившей себе все остальные дистрикты. Попробуем разобраться, сравнив Москву с другими регионами РФ и выявив причины различий.

Россия - самое большое по размеру государство в мире, мы все учили это в школе. В ее составе выделяют 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. По данным Росстата, на начало 2013 года в Москве проживает 11,98 млн человек. Это примерно 8,4% от населения всей России. При этом плотность населения в столице в 573 раза выше, чем в среднем по стране. Это самый крупный город, продолжающий увеличивать свое население и раздвигать границы. "В Москву, в Москву!" - вслед за героями Чехова повторяют нынешние россияне и даже жители ряда других стран. Впрочем, такое внимание характерно для любой крупной столицы.

Что почем и откуда?

Есть ли основания называть Москву самой богатой? Для ответа стоит обратиться к бюджету столицы. Доходы бюджета Москвы по итогам 2012 года составили 1 494 480,05 млн рублей, или 18,5% от доходов бюджета всей РФ. Это больше, чем доходы любого другого федерального округа в целом, кроме Центрального (см. табл. 1).

Таблица 1, по данным Росстата

РегионДоход бюджета по итогам 2012 г., млн руб.Доходы, руб. на душу населения на 1.08.13Профицит/Дефицит бюджета, млн руб., на 1.08.13
1ЦФО2 727 464,1340 288,44110 392,13
2Москва1 494 480,0571 796,5784 813,71
3Приволжский1 209 559,5623 219,826 255,48
4Сибирский914 357,0226 285,96-19 178,58
5Уральский 896 276,1039 199,86-4 443,64
6Северо-Западный869 549,6236 817,4644 179,43
7Дальневосточный566 678,5455 162,0218 457,30
8Южный545 377,4620 695,27-13 920,75
9Северо-Кавказский331 838,2019 475,2016 645,45
РФ8 061 100,6331 807,44158 386,81

Откуда берутся такие деньги? Большую часть бюджета столицы составляют налоги - на прибыль организаций и на доходы физических лиц (НДФЛ). Что касается налогов на прибыль организаций, в 2012 году Москва получила от них 545 853,55 млн рублей (36,5% от всех доходов города). При этом в доходах всего Уральского ФО доля налогов на прибыль организаций составила 34,1%, Приволжского - 23,2%, у Северо-Западного ФО - 22,4%, Сибирского - 20,8%, Дальневосточного ФО - 18,3%, у Южного - 17,6%, Северо-Кавказского - 6,4%, а всего Центрального - 52,7%. Как пишет экономист-географ, директор региональной программы Независимого института социальной политики, Наталья Зубаревич, бюджет Москвы получает эти деньги, благодаря прописке в столице штаб-квартир почти всех крупнейших компаний страны. С помощью трансфертного ценообразования они стягивают прибыль в столицу.

Из более крупных и известных компаний нестоличную прописку имеют "АЛРОСА" (Якутия), НЛМК (Липецк), в Санкт-Петербурге зарегистрированы "Газпром нефть", "СИБУР", ВТБ, у "Ростелекома" юридический адрес в Санкт-Петербурге, фактический - в Москве, у "РусГидро" фактический также в столице, в то время как юрадрес - Красноярск, "Норникель" - Красноярский край, "АВТОВАЗ" (Тольятти), "Магнит" (Краснодар) и др. Не так уж и мало. В то же время особенно тяжеловесные, государственные "Газпром", "Сбербанк", "Роснефть" зарегистрированы в Москве.

Стоит отметить, в 2007 году доля налога от организаций в бюджете столицы превышала 60%, в 2008 - 48%. Последние годы уровень стабильно держится около 33%. С 2012 года в силу вступили ряд изменений налогового кодекса, которые позволили увеличить средства, остающиеся непосредственно в регионе. То есть, если сейчас Москва и "объедает" остальную страну, то на порядок меньше, чем раньше. Также в Москве сконцентрирована масса собственных разнообразных сервисных функций и банковских услуг, приносящих неплохую прибыль. НДФЛ в бюджет выплачивают все работающие в Москве, не только москвичи. По итогам 2012 года его доля в доходе бюджета Москвы составила 35,6%.


Фото Shutterstock
Кроме того, Москва получает особую федеральную поддержку - одни из самых больших так называемых безвозмездных перечислений из федбюджета. В 2012 году в её адрес они составили 88 988,53 млн рублей, что сопоставимо с перечислениями в пользу Московской области - 69 823,25 млн, Краснодарского края - 72 501,66 млн, Чеченской республики - 66 677,91 млн или Уральского ФО - 92 241,35 млн.

В итоге, профицит бюджета Москвы самый большой (не считая всего ЦФО), доход на душу населения также (табл. 1). Очевидно, по доходным показателям Москва - наиболее обеспеченный регион России. Однако доктор экономических наук, профессор кафедры региональной экономики ГУ ВШЭ Алексей Скопин отмечает, что нужно учитывать численность насления Москвы - в этом случае ее бюджетные доходы не выглядят столь внушительными.

В Москве один из самых больших прожиточных минимумов в России. На 21 декабря 2012 года ПМ в Москве составлял 9719 рублей. Больший показатель имеют ряд сильно удаленных от центра регионов, где, как известно, дороже стоит почти все, за исключением жилья. Это Дальний Восток: Камчатский край (13127 руб.), Чукотский АО (12037), Республика Саха (Якутия) (10672), Магаданская область (10900), Сахалинская область (9959). В Уральском ФО - Ямало-Ненецкий АО (10735), в Северо-Западном ФО - Ненецкий АО (12563). При этом средний ПМ по РФ - 6643 рублей.

Средние доходы на душу населения в Москве более чем в два раза превышают средний душевой доход по стране и составляют 71 796,57 рублей (см. табл. 1). Самый низкий показатель у Северо-Кавказского ФО - 19 475,20 рублей, самый высокий после столицы - у Дальневосточного ФО (55 162,02). "Во всех крупнейших городах мира доходы населения выше, чем в среднем по стране, как и стоимость жизни; эти города обладают огромным и разнообразным рынком труда, концентрируют качественные рабочие места", - отмечает Зубаревич. Сотрудник Научного направления "Политическая экономия и региональное развитие" Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Вадим Новиков говорит о том, что Москва дает большие возможности, она продвинула многих. "Люди как кукуруза: они плохо дают всходы в одних местах и хорошо в других. Человек даже из другой страны, из Узбекистана, например, получает здесь зарплату и производит намного больше, чем произвел бы у себя", - рассказал эксперт. Новиков считает удачей для России наличие такого города как Москва, - "плохо то, что он всего один".

Кому не повезло с инвестициями

Также Москва - один из самых привлекательных объектов для инвестиций. За последние три года объем инвестиций в столицу вырос в 1,5 раза - до $35 млрд ежегодно, сообщил в ходе второго "Московского международного форума по иностранным инвестициям" мэр города Сергей Собянин. По его словам, большую часть средств вкладывают частные инвесторы, как российские, так и зарубежные. Известно также, что вкладываются в Москву из федбюджета и из бюджета самой столицы.

Национальное Рейтинговое Агентство представило рейтинг регионов по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций в 2012 году (без учета вложений из оффшорных зон).

Лидируют регионы трех типов. "Сырьевые" - в которых основная часть ПИИ направляется в отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых. Прежде всего это Сахалинская, Архангельская (вместе с Ненецким АО) и Тюменская (вместе с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским АО) области. Вторые - "столичные" регионы. Москва и Ленинградская область вошли в число десяти лучших регионов, а Санкт-Петербург и Московская область оказались во второй десятке. Этим регионам удается привлекать большие объемы инвестиций из различных стран мира, однако отмечается, что в случае Москвы и Московской области одним из ключевых инвестиционных партнеров являются Нидерланды (российский оффшор). Третьи - "регионы с благоприятным инвестиционным климатом" - Калужская область, Республика Татарстан и Владимирская область.

В нижней части оказались десять регионов с нулевым притоком прямых иностранных инвестиций в 2012 году. В число этих регионов входят все шесть республик Северо-Кавказского ФО. Причина в том, что они ассоциируются у иностранных инвесторов с экстремально высоким уровнем риска, связанным с криминальной активностью, социальной неустойчивостью и коррупцией. "Несмотря на то, что руководство большинства республик СКФО прикладывает значительные усилия по созданию благоприятных условий ведения бизнеса, результатом этих усилий в лучшем случае становится активизация внутренней инвестиционной активности и привлечение инвестиций из других субъектов РФ", - пишут эксперты НРА. Приток серьезных иностранных инвестиций в эти регионы в краткосрочной перспективе представляется маловероятным, считают они. Республики Алтай, Калмыкии и Чукотский АО также не сумели в 2012 году привлечь ПИИ, из-за отсутствия привлекательных условий для инвестирования.

Московские чиновники затерялись среди москвичей

Интересно, что в рейтинге соотношения зарплат чиновников со средней зарплатой в регионе, Москва уже три года подряд оказывается на последнем месте - об этом свидетельствует исследование экспертов компании ФБК. В 2012 году в столице зарплата регионального чиновника (64310 рублей) лишь на 7% превосходит среднегородскую зарплату (60171 рубль). При этом в Санкт-Петербурге зарплаты чиновников (67495 рублей) оказались на 77% выше среднемесячной зарплаты в городе (38030 рублей).

На 1-м месте в рейтинге "оторванности" региональных чиновников от народа оказалась Тюменская область (за исключением Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО), где зарплаты чиновников (75766) более чем в 2,3 раза превзошли среднюю зарплату по региону (32728). Также по оторванности лидируют Волгоградская и Ленинградская области, где соотношения составили 2,31 и 2,24 соответственно. Затем следуют Хабаровский край (2,22), Тульская область (2,21), Оренбургская (2,2) и Ярославская области (2,05).

Однако стоит вспомнить, что с 1 сентября 2013 года указом Путина у федеральных министров и приравненных к ним парламентариев зарплаты выросли со 161 до 254 тысяч рублей, и 1 сентября 2014 года состоится очередное повышение - до 420 тысяч рублей. Недаром Москва отличается колоссальным неравенством населения по доходам. По данным Росстата, соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных жителей составило в 2007 году 42 раза. В 2010-м оно сократилось до 28 раз, но остается самым высоким в стране. Хотя уровень бедности в Москве невысок (10% населения в 2012 году) и ниже среднего по стране (11,2%), более миллиона москвичей имеют доходы ниже прожиточного минимума. Значительное неравенство по доходу характерно для многих крупнейших городов мира, подчеркивает г-жа Зубаревич. Интересно, что, согласно исследованию РИА "Рейтинг", лидером по неравенству доходов в РФ является Чечня, Москва - вторая.

Бюджеты регионов дышат на ладан

В то же время в регионах, особенно на фоне столичных показателей, ладно далеко не все. Выступая недавно в Совете федерации министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что дефицит региональных бюджетов в 2014 году может составить 200 млрд руб. Председатель СФ Валентина Матвиенко говорила о 220 млрд руб. Она отметила сокращение объема помощи регионам из федбюджета: в 2014 году трансферты составят 1,361 трлн руб., на 6% меньше, чем в 2013 году. В текущем году, по ее словам, также произошло сокращение — на 8%. Все это накладывается на увеличение обязательств регионов и замедление роста их доходов. В этой ситуации многие субъекты будут вынуждены занимать у банков. Это увеличит долговую нагрузку на их бюджеты. По данным СФ, с начала 2010 года по октябрь 2013 года долги субъектов выросли с 889,6 млрд до 1,372 трлн руб. Пока каждый третий регион России имеет госдолг выше половины собственных доходов, отмечал еще в июне президент РФ.

Лишь 6% из всех 83 российских регионов можно было бы отнести к инвестиционной категории "bbb" по кредитному качеству, в то время как остальные, вероятнее всего, могли бы быть почти поровну распределены между рейтинговыми категориями "bb" и "b"", считают эксперты службы кредитных рейтингов Standard & Poor’s. Негативное влияние на кредитоспособность региональных органов власти в России оказывает развивающаяся и несбалансированная система общественных финансов, считают эксперты S&P.

Эксперты Центра развития НИУ ВШЭ построили интегральный показатель, характеризующий состояние экономики в том или ином регионе России. За основу были взяты данные по промышленности, строительству, розничной торговле и оказанию платных услуг населению.

Положение экономики федеральных округов относительно России в целом, п.п.

Регионы, попавшие в правый верхний сектор, характеризуются стабильным экономическим развитием и хорошими перспективами; регионы в правом нижнем секторе - стабильным экономическим развитием, но при этом их перспективы роста, скорее всего, исчерпаны; регионы в левом верхнем секторе - нестабильным экономическим развитием, но наличием перспектив; регионы в левом нижнем секторе - нестабильным экономическим развитием и исчерпанием перспектив роста.

Согласно расчётам Центра развития, наилучшее положение демонстрирует Южный федеральный округ, наихудшее - Северо-Западный (по данным за период с января 2012 г. по май 2013 г.). В значительной степени экономические успехи ЮФО обусловлены развитием промышленности. По всей видимости, на статистических показателях сказывается подготовка к сочинской зимней Олимпиаде-2014. Но пойдут ли эти расходы на пользу долгосрочному экономическому развитию региона - станет известно года через два.

Что же касается значительного ухудшения экономической ситуации в СЗФО - несмотря на достаточно высокие темпы роста в добывающем секторе (в частности, в добыче металлических руд), в ведущих перерабатывающих отраслях региона наблюдается неуклонное сокращение выпуска. Кроме того, одной из основных проблем СЗФО является неравномерность распределения населения по территории округа: около 50% жителей проживает в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Причина - в авторитарной власти

Получается, что Москва по доходным показателям - наиболее успешная в России. Состояние экономики регионов по сравнению со столицей как правило не самое лучшее. И с этой точки зрения заявления "Москва - это не Россия" вполне верны.

Основных причин такого положения столицы несколько. Во-первых, это исторически сложившаяся ситуация. Г-жа Зубаревич отмечает, что пространственное развитие всегда неравномерно, в этом его объективное свойство. Второе - сверхцентрализованная система управления в России. Именно это приводит к такой концентрации в столице крупнейших компаний, играющих ведущую роль в экономике страны, а также финансовых и человеческих ресурсов. В РФ сложилась авторитарная политическая система, основной механизм которой — "ручное управление" экономикой и бюджетом. Поэтому крупный бизнес должен быть рядом с Кремлем и Белым домом, чтобы лоббировать свои интересы. И что бы ни говорилось публично о децентрализации управления в стране, дальше косметических мер дело не идет. В 2000-х годах заговорили о переносе ряда столичных функций в другие города, но это ограничилось принудительным переселением Конституционного суда в Санкт-Петербург, и туда же Высшего и Арбитражного суда - в ближайшем будущем.

Следующим шагом стало создание "Новой Москвы" - увеличение размера столицы примерно в 2,5 раза за счет Подмосковья с целью, в том числе, демонтировать сложившуюся моноцентрическую структуру. Многие эксперты такую инициативу критикуют. По мнению г-на Скопина, обе главные проблемы города — экологическая и транспортная — не только не будут решены в результате расширения города, но и обострятся. Кроме того, не хватит денег - в бюджетах РФ и Москвы просто нет лишних 1 трлн рублей. В-третьих, велики политические риски. "Освоение прирезанных территорий может стать дополнительным, и очень сильным, фактором слабо контролируемого "разбухания" Москвы, которое и так не удается остановить. В результате Москва может оказаться для российских властей еще более горячей точкой на политической карте страны", - пишет г-жа Зубаревич. И все эти меры системной основы власти РФ не затрагивают. "Существующий политический режим явно не готов проводить децентрализацию, но в случае его ослабления в результате экономических или политических причин, процесс пойдет именно в этом направлении", - считает Зубаревич. "Сейчас важно дерегулирование, сокращение федеральных функций и переход к прозрачности федеральной помощи регионам", - полагает она.

Как отметил гендиректор "Экономической экспертной группы" Александр Андряков для других регионов более успешное развитие Москвы проблемой не является. Проблема - в слабом развитии их самих. Не нужно заниматься перераспределением доходов от Москвы регионам, нужно работать над тем, чтобы регионы сами смогли себя обеспечивать и при этом развиваться. Много говорится о том, чтобы повысить самостоятельность региональных и муниципальных органов власти. Большинство опрошенных экспертов выступают ЗА. "Это должна быть глубокая и структурная реформа, которая даст больше самостоятельности регионам, прямые выборы, подотчетность губернаторов населению, развитие гражданского общества и др.", - считает Андрияков.

С инициативами по расширению полномочий муниципальных образований выступил недавно вице-президент "Деловой России" Илья Семин. По его мнению, сегодня у муниципальных образований не хватает полномочий, ресурсов и стимулов для улучшения делового климата. "Деловая Россия" предлагает сделать улучшение делового климата и привлечение инвестиций прямой задачей глав муниципалитетов, расширить объем местных налогов и сборов и сохраненить их в бюджете МО, создать субъектам РФ муниципальных инвест-паспорта , которые включали бы в себя основную информацию для предпринимателей и инвесторов: планы развития инфраструктуры муниципальных образований, энергоресурсы и др.

Перераспределительная политика за счет государства между регионами - не работает, уверен г-н Скопин. "Сейчас каждому региону нужен очень грамотный управленец, экономист, у нас сейчас регионами управляют политики. Что они делают? Если "Единая Россия" делает так, все остальные повторяют. Единицы губернаторов имеют экономическое образование, то есть могут действовать профессионально с экономической точки зрения. Другой момент - большинство губернаторов действуют в рамках устаревшей парадигмы экономического развития, то есть индустриальной парадигмы, они думают, что развиваться можно только за счет промышленности, они не делают ставку на развитие сервиса и тем более информационной политики", - считает Скопин.

Профессор кафедры экономической и социальной географии географического ф-та МГУ Вячеслав Бабурин уверен, что большой разрыв между столицей и регионами ненормален. Уменьшению территориального неравенства помогут введение нормы уплаты налогов по месту основной хозяйственной деятельности, федерального налога на роскошь, жесткие меры по отношению к тем, кто содержит нелегальных работников, "рабов" - вплоть до конфискации бизнеса.

Таким образом, Москва в силу исторической традиции и существующей формы власти является уникальным, самым прибыльным городом России. На фоне ухудшающейся ситуации в регионах это кажется не вполне справедливым. В то же время привлекательные стороны Москвы - ее богатство, широта возможностей для каждого - являются одновременно причинами ее проблем: переизбытка людей и машин, что приводит к пробкам на дорогах и в метро, экологически неблагоприятной обстановке, миграционным сложностям. Как говорят многие, Москва в значительной степени является городом для работы, а не для жизни. Но, как считают эксперты, продуманные реформы способны улучшить состояние регионов и частично разгрузить столицу, не допустить российского варианта "голодных игр".



Ожигина Анастасия, Finam.ru

Текущий рейтинг: 63 Голосов: 99
Для голосования за новости необходимо войти на сайт.



[GG] AlcanCorp написал 5 месяцев назад:
прочтено
[GG] Robert_Pavlik написал 6 месяцев назад:
прочтено
[GG] BTtrade написал 7 месяцев назад:
прочтено
[GG] KennethRogoff написал 7 месяцев назад:
прочтено
[GG] Польди написал 7 месяцев назад:
прочтено
[GG] Robert_Pavlik написал 1 год назад:
прочтено
[GG] AlcanCorp написал 1 год назад:
прочтено
[GG] BTtrade написал 1 год назад:
прочтено
Денис_Клименков написал 2 года назад:
богатая Москва vs бедные регионы

Новости Рашки