Новость: Стимулирующие меры могут немного оживить авиарынок РФ, но вряд ли удастся превысить показатели отрасли за 2013 год
Все новости

Стимулирующие меры могут немного оживить авиарынок РФ, но вряд ли удастся превысить показатели отрасли за 2013 год

Автор: WhoTrades 3 года назад

Стимулирующие меры могут немного оживить авиарынок РФ, но вряд ли удастся превысить показатели отрасли за 2013 год

Новость

Укрупнить российские авиакомпании в целях развития российского авиарынка предложил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании президиума правительства РФ. Стенограмма совещания размещена на сайте Кабмина. Продолжить

Комментарий

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент".

21 ноября на заседании президиума правительства РФ министр транспорта Максим Соколов озвучил некоторые показатели работы воздушного транспорта в стране. Так, с 2009 года отечественные пассажирские авиаперевозки растут примерно на 15% в год, опережая мировой рынок в три раза. За 9 мес. 2013 г. объём перевозок пассажиров вырос на 14% (г/г). По прогнозам Минтранса, по итогам 2013 года авиаперевозчики РФ перевезут порядка 83 млн пассажиров, а аэропорты страны обслужат свыше 100 млн пассажиров. На долю 10 крупнейших авиаперевозчиков страны приходится примерно 75% объёма всех пассажирских перевозок на внутренних воздушных линиях. Около 75% перевозок осуществляется через Московский авиационный узел (МАУ). Из перевезённых в 2012 году по внутренним маршрутам 35,5 млн пассажиров, лишь 7,5 млн было перевезено через другие российские города. В 2013 г. темпы роста этого вида перевозок составят 16,5%, а число перевезённых пассажиров превысит 8,5 млн человек.

На конкурентные маршруты (обслуживаемые 3 и более перевозчиками) приходится 4/5 объёма всех перевозок. Вместе с тем, региональные местные авиаперевозки пока составляют не более 25% совокупном объёме авиатранспортной работы. Есть проблемы и с конкуренцией в аэропортах. Минтранс РФ продолжит работу по развитию конкуренции в сфере воздушных перевозок, в частности, будет требовать наличия в аэропортах двух и более поставщиков услуг по отдельным видам наземного обслуживания. Работа по введению невозвратных тарифов продолжится, при этом ожидается принятие положительного решения по допуску иностранных граждан в качестве командиров воздушных судов (полный текст выступления - на сайте Минтранса).


Фото Shutterstock
Очевидно, что наш авиационный рынок все годы после кризиса не стоял на месте и активно развивался, о чём свидетельствуют показатели работы отрасли, озвученные ведомством. И в настоящий момент можно утверждать, что он достиг качественно иного уровня, он не такой, каким был, скажем, пять-десять лет назад, когда и перевозчиков было меньше, и парк воздушных судов состоял во многом из отечественных самолётов, и аэропорты представляли собой малопривлекательные сооружения. Понятно, что путь, проделанный авиаиндустрией, значителен, но вместе с тем предстоит сделать ещё очень и очень многое, чтобы приблизиться к показателям деятельности авиаперевозчиков многих ведущих стран мира. И вот, собственно, здесь, и могут возникнуть определённые затруднения. Отрасль, если можно так выразиться, при существующих условиях функционирования рынка, нормах и правилах регулирования, уже достигла своего "потолка", и требуются многочисленные изменения, чтобы она вновь начала расти. Часть этих изменений была озвучена в докладе господина Соколова, но, учитывая отечественный бюрократизм и скорость принятия решений, а главное - скорость выполнения принятых решений, не исключено, что многие изменения в правилах работы отрасли начнут действовать, в лучшем случае, лишь в следующем году. То есть, их влияние на отрасль начнёт сказываться лишь в 2015 году. Ведь мало разрешить использовать труд иностранных пилотов, надо ведь договориться с ними, решить массу организационных и юридических вопросов, многочисленные бытовые проблемы, этим пилотам надо будет где-то жить, возможно, с семьёй. То есть, авиакомпаниям предстоит пройти значительный путь, прежде чем им удастся принять на работу иностранных лётчиков. А некоторые изменения, которые должны стимулировать дальнейшее развитие отрасли, могут быть приняты ещё позже, а значит, и влиять на работу авиаперевозчиков, аэропортов и всех остальных участников рынка они станут ещё позже. К тому же, не стоит забывать, что стагнация пока не оставляет российскую экономику и, в сочетании с замедлением внедрения новой программы стимулирования отечественного авиарынка, велик шанс получить в 2014 году если не падение рынка, то значительное снижение ключевых показателей работы всего воздушного транспорта. Таким образом, в отрасли может наступить своего рода "передышка", которая может продлиться весь 2014 год. А к концу следующего года, когда заработает часть стимулирующих мер, некоторое оживление рынка всё же может произойти, но вряд ли удастся превысить показатели авиационной отрасли за 2013 год.

Помимо тех мер стимулирования отрасли, что назвал в своём докладе министр, можно прогнозировать, что одним из важнейших направлений для развития всего рынка авиаперевозок, конкуренции на нём, станет развитие региональных аэропортов. Считаю, что в ближайшие несколько лет и федеральные власти, и региональные власти будут уделять много внимания этим аэропортам, причём это касается не только аэропортов в региональных центрах, но и в других населённых пунктах. Регионы уже стремятся сделать свои аэропорты привлекательнее, лучше и производительнее, чем у соседей и эта тенденция будет нарастать. Понятно, что это будет положительно сказываться на повышении мобильности населения, также это будет способствовать росту привлекательности региона для бизнеса, увеличению его туристического потенциала. Можно ожидать, что в ближайшие годы региональные аэропорты будут из федеральной собственности передаваться в собственность субъектов федерации и власти российских республик, краёв, областей и округов будут озабочены поиском инвесторов. Отчасти поддержку этим проектам может оказать государство, так как оно заинтересовано в развитии региональных авиаперевозок, но всё же наибольший объём работы предстоит выполнить именно региональным властям, в частности, найти инвесторов для развития местных аэропортов, оказать всю возможную другую помощь им, когда инвестор будет реализовывать этот проект.

Понятно, что у нашего авиарынка нет иного пути, кроме как двигаться вперёд, но путь этот будет тернистым, и пройдёт ещё много времени, прежде чем мы сможем достичь показателей стран-лидеров в авиаперевозках и по числу перевезённых пассажиров, и пассажирообороту, но решить эту задачу нам по силам.


Текущий рейтинг: 60 Голосов: 100
Для голосования за новости необходимо войти на сайт.



[GG] AlcanCorp написал 3 месяца назад:
прочитано
[GG] Robert_Pavlik написал 5 месяцев назад:
прочитано
[GG] BTtrade написал 5 месяцев назад:
прочитано
[GG] KennethRogoff написал 5 месяцев назад:
прочитано
[GG] Польди написал 6 месяцев назад:
прочитано
[GG] Robert_Pavlik написал 1 год назад:
прочитано
[GG] AlcanCorp написал 1 год назад:
прочитано
[GG] BTtrade написал 1 год назад:
прочитано
Денис_Клименков написал 2 года назад:
Стимулирующие меры могут немного оживить авиарынок РФ
Зомби Недотыкомка написал 3 года назад:
> и пройдёт ещё много времени, прежде чем мы сможем достичь показателей стран-лидеров в авиаперевозках

Это да, ой, как мнооого..

Новости Рашки