Новость: Поправки в федеральный бюджет, новый макропрогноз и бюджетное правило
Все новости

Поправки в федеральный бюджет, новый макропрогноз и бюджетное правило

Автор: WhoTrades 3 года назад

Финам


Фото Shutterstock В Государственную Думу поступил законопроект о внесении изменений в федеральный бюджет на 2014 год. Вместо запланированного дефицита федерального бюджета в размере 0,5% ВВП в нём предусматривается профицит, равный 0,4% ВВП. Расходы федерального бюджета оставлены на неизменном уровне, тем не менее план пополнения Резервного фонда сокращен более чем на 100 млрд. руб.

В соответствии с законопроектом, нефтегазовые доходы федерального бюджета превысят запланированный уровень на 952,1 млрд. руб. Изменение оценки нефтегазовых доходов связано с ростом прогнозного курса национальной валюты с 33,4 до 35,5 руб./долл., высоким уровнем мировых цен на нефть и существенным (на 13,5 млн. тонн) увеличением экспорта нефтепродуктов. Ненефтегазовые доходы федерального бюджета сократятся на 283,9 млрд. руб. Здесь основными факторами выступают сокращение ВВП на 1,9 трлн. руб. и импорта на 24,2 млрд. долл. В итоге доходы федерального бюджета, по оценке Минфина, должны вырасти на 668,2 млрд. руб.

Расходы бюджета остаются на неизменном уровне, планируется лишь их перераспределение в объеме 221,3 млрд. руб. На Республику Крым и город федерального значения Севастополь предполагается выделить 21,9 млрд. руб. Заявленный объем вызывает определенное недоумение: в соответствии с разными оценками, только на содержание бюджетных учреждений Крыма и выплату пенсий ежегодно потребуется около 130 млрд. руб. Поскольку никаких официальных комментариев на эту тему не последовало, а депутатов этот вопрос вряд ли заинтересует, можно только предположить, что увеличение расходов на бюджетные учреждения и пенсии будет осуществляться за счет резервного фонда правительства и "заначек" Минфина, что не требует законодательных решений.

Таблица 1. Доходы и расходы федерального бюджета в 2014 году, в % ВВП

ПоказательЗакон о бюджетеЗаконопроектИзменение (+/-)Доходы18,519,91,4Нефтегазовые доходы8,910,51,6Ненефтегазовые доходы8,910,51,6Расходы1919,50,5Дефицит / профицит-0,50,40,9Ненефтегазовый дефицит-9,4-10,1-0,6

Источник: Минфин России

Самые серьёзные изменения происходят, что называется, below the line - в части, касающейся дефицита бюджета и источников его финансирования. В соответствии с законопроектом, вместо ранее планировавшегося дефицита размером почти в 390 млрд. руб., у федерального бюджета в 2014 г. сформируется профицит в сумме 278,6 млрд. руб. (0,4% ВВП). В ситуации увеличения нефтегазовых доходов на 952,1 млрд. руб. и сокращения ненефтегазовых доходов на 283,9 млрд. руб., в соответствии с бюджетным правилом Резервный фонд должен увеличиться дополнительно на 668,2 млрд. руб. Однако это было бы возможно только при достижении запланированных показателей по источникам финансирования бюджетного дефицита.

Как видно из данных таблицы 2, существенные изменения коснутся всех источников финансирования дефицита. Так, поступления от внутренних заимствований сократятся по сравнению с Законом о бюджете на 350 млрд. руб., причём пояснения к данной цифре даны чрезвычайно кратко. Отмечается, что привлечение средств, по сравнению с планом, сокращается на 150 млрд. руб., погашение, напротив, увеличивается на 200 млрд. руб., что связано с обменом ценных бумаг. О каком обмене идет речь, не ясно, хотя депутаты Госдумы, вероятно, все понимают.

Таблица 2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета, млрд. руб.

НаименованиеЗакон о бюджетеЗаконопроектОтклонениеВсего390-279-668Государственные ценные бумаги485135-350Поступление от приватизации19726-171Предоставление бюджетных кредитов-80-180-100Источники внешнего финансирования139-156-295Прочие-7129136Использование средств Резервного фонда-344-232112

Источник: Минфин России

Поступления от приватизации снижены на 170 млрд. руб. с уровня в 196 млрд. руб. (история с завышенными планами приватизации повторяется из года в год). Далее, Россия не собирается ничего занимать на внешних рынках, а напротив, будет погашать внешний долг. Наконец, по решению президента России, чтобы заместить коммерческие кредиты бюджетными, в 2014 г. на 100 млрд. руб. (с 80 до 180 млрд. руб.) увеличиваются бюджетные кредиты. (Кстати, увеличивать бюджетные кредиты придется и в следующие два года, в действующем законе о бюджете планы выдачи таких кредитов серьезно занижены.) В результате на пополнение Резервного фонда финансовых ресурсов остается на 112 млрд. руб. меньше, чем было запланировано.

Представленный законопроект внешне демонстрирует незыблемость бюджетного правила - доходы федерального бюджета растут, а расходы остаются на прежнем уровне. Однако дискуссия о бюджетном правиле (или битва за бюджетное правило) еще не закончена. В размещенных на сайте Минэкономразвития Сценарных условиях - прогнозе развития экономики на 2015-2017 годы, в рамках реализации умеренно оптимистического варианта, предлагается осуществить бюджетный маневр за счет модификации (ни в коем случае не отмены) бюджетного правила. Предлагается на 5-7 лет позволить расходам превышать базовые доходы федерального бюджета на 2% ВВП (а не на 1%, как это предусмотрено бюджетным кодексом). В сценарных условиях представлены и возможные направления дополнительных расходов бюджета. Опираясь на оценки ВВП, сделанные Минэкономразвития, дополнительный дефицит федерального бюджета в 2015 г. можно оценить в 775 млрд. руб., в 2016 г. - в 851 млрд. руб. и в 2017 г. - в 938 млрд. руб. Понятно, что "лишний триллион на дороге не валяется", и эти средства могли бы сильно помочь в финансировании до предела сокращенных бюджетных инвестиционных программ. Слабость позиции Минэкономразвития заключатся в том, что министерство не обсуждает, как будет финансироваться дополнительный дефицит. Емкость внутреннего финансового рынка ограничена, заимствования на внешних рынках для России - проблематичны, доходы от приватизации получить ещё более непросто.

Вот здесь, что называется, и зарыта собака, которая позволяет в мягкой форме обойти бюджетное правило. В соответствии с Бюджетным кодексом, в случае нехватки зафиксированных в законе источников финансирования дефицита могут использоваться дополнительные нефтегазовые доходы и средства Резервного фонда. С большой вероятностью можно утверждать, что дополнительных нефтегазовых доходов в 2015-2017 гг. не хватит для компенсации недополученных ненефтегазовых доходов и поступлений, учтенных в источниках финансирования дефицита федерального бюджета. Ситуация 2014 года является хорошей предпосылкой к такому прогнозу. В таком случае придется расходовать накопленные ранее средства Резервного фонда. За 5-7 лет проведения бюджетного маневра, предлагаемого Минэкономразвития, средства Резервного фонда вполне могут быть исчерпаны. С другой стороны, чего не сделаешь для стимулирования экономического роста.



Чернявский Андрей, НИУ "Высшая школа экономики"

Текущий рейтинг: 75 Голосов: 213
Для голосования за новости необходимо войти на сайт.



[GG] AlcanCorp написал 6 месяцев назад:
прочитано
[GG] Robert_Pavlik написал 7 месяцев назад:
прочитано
[GG] BTtrade написал 8 месяцев назад:
прочитано
[GG] KennethRogoff написал 8 месяцев назад:
прочитано
[GG] Польди написал 8 месяцев назад:
прочитано
[GG] KennethRogoff написал 1 год назад:
прочитано
[GG] Robert_Pavlik написал 1 год назад:
прочитано
[GG] AlcanCorp написал 1 год назад:
прочитано
[GG] KennethRogoff написал 1 год назад:
прочитано
[GG] Польди написал 1 год назад:
прочитано
[GG] BTtrade написал 1 год назад:
прочитано
Денис_Клименков написал 2 года назад:
проголосовал

Новости Рашки