Новость: Санкции и возможное усиление налогового бремени вряд ли повысят мотивацию предпринимательского сообщества РФ
Все новости

Санкции и возможное усиление налогового бремени вряд ли повысят мотивацию предпринимательского сообщества РФ

Автор: WhoTrades 3 года назад

Финам


Фото Shutterstock Промышленность России вступает в 3 квартал, который, как правило, серьезно влияет на окончательные годовые результаты работы отрасли. Следует заметить, что старт получился, мягко говоря, не очень впечатляющим. Даже с учетом того, что крупные отраслеообразующие предприятия смогут предотвратить падение объемов выпуска продукции в промышленности за счет финансовой помощи со стороны государства, общие настроения предпринимателей, работающих в отрасли, в июле с.г. зафиксированы на достаточно низком уровне. Причем необходимо иметь в виду, что июльские данные респонденты предоставляли до введения секторальных санкций со стороны западных стран и до заявления Министра финансов РФ об усилении налогового бремени для ведения бизнеса в ближайшее время. Конечно, подобный разворот событий вряд ли усилит мотивацию предпринимательского сообщества к изменению своих управленческих схем в сторону интенсификации производства.

Понятно, что репутационные и финансовые санкции, налагаемые на флагманов российского бизнеса, работающих в оборонном и энергетическом секторах, сразу не отразятся на деятельности, например, "Тюменской макаронной фабрики" или "Ивановского текстильного комбината". Однако санкции к системообразующим российским банкам могут дать эффект домино для других кредитных организаций. Попадая в высокую зависимость от фондирования со стороны ЦБ РФ, многие российские банки неизбежно сократят свою прибыль за счет высоких процентов стоимости кредитных ресурсов, что в дальнейшем приведет к росту процентной ставки по кредитам для развития производства в реальном секторе.

Надо признать, что ЦБ РФ в последнее время проводит достаточно разумную регуляторную политику по обеспечению ликвидности кредитных организаций, но насколько хватит сил у ЦБ РФ поддерживать инвестиционную активность реального сектора, даже с учетом наличия у них печатного станка, во многом зависят настроения предпринимателей, работающих на "текстильных комбинатах и макаронных фабриках". Нельзя также забывать, что основным драйвером кризиса 2008-2009 г.г. стала возникшая закупорка кровеносной системы экономики в банковском секторе.

Что касается заявленного усиления налогового бремени на бизнес, то здесь все будет решаться по стандартным схемам. Малая часть предпринимателей примут условия государства и продолжат с учетом увеличившихся налогов, тормозящих развитие предприятия, свою работу. Часть предприятий, не выдержав фискальной нагрузки, закончит свой бизнес или перейдет в другой более прибыльный вид деятельности. Одновременно большая часть предпринимателей, привыкших к подобным изменениям правил игры, причем во время самой игры, просто частично уйдет в неформальный бизнес, поднимет цены реализации своей продукции и оптимизирует численность занятых.

Возможными нетрадиционными позитивными моментами, связанными с оживлением производства, в ближайшее время могут стать стартующий во втором полугодии процесс импортозамещения, особенно украинской продукции, а также начало действия программы поддержки российской промышленности, разработанной Минпромторгом РФ. Однако и здесь сохраняется ряд системных рисков.

В частности, импортозамещение - это давно назревшая проблема и ее надо решать. Причем, если мы хотим проводить импортозамещение не только производства канцелярских товаров, заполнивших российский рынок, но и высокотехнологичной новой продукции, надо отдавать себе отчет, что на это уйдут годы, сопровождаемые существенными материальными затратами в производство и, главное, в человеческий капитал. Начинать этот процесс в период стагнации экономики и даже в период спада некоторых высокотехнологичных отраслей весьма проблематично.

К сожалению, докризисный период "тучных" для промышленности лет был упущен для структурной перестройки отрасли. Однако интенсифицировать данный процесс в условиях меняющейся геополитической системы просто необходимо. Для создания "новой" высокотехнологичной продукции необходимо закупать по импорту "новейшее" инновационное оборудование. Данный процесс должен осуществляться в постоянном научном и производственном контакте с ведущими компаниями и специалистами, владеющими соответствующими "ноу-хау" из передовых стран мира. Если мы будем ориентироваться только на свои силы и решать проблемы в условиях самоизоляции, то, конечно, в конце концов, добьемся желаемых результатов, но на это уйдет много времени и финансовых средств. За период научной разработки, опытного освоения созданных образцов и промышленного самостоятельного внедрения в эксплуатацию, другие страны создадут более технологичную и более дешевую аналогичную продукцию. В результате подобная реконструкция приведет к новому отставанию от прогрессивных технологий и повтору описанного цикла производства, а предпринимателям, по крайней мере, представляющих частный бизнес, будет выгоднее закупать более дешевое и производительное оборудование за рубежом.

Определенный позитивный импульс промышленность может получить во втором полугодии от начала действия Закона "О промышленной политике". Хотя здесь также сохраняются свои проблемы, начиная с дискуссии о целесообразности разработки подобной концепции. С одной стороны, если промышленность страны функционирует строго в рамках рыночных отношений при хорошо работающих институтах развития, благоприятном предпринимательском, институциональном и инвестиционном климате, а также соблюдается добросовестная конкуренция и антимонопольное законодательство, то в этом случае лучшая промышленная политика - это ее отсутствие. С другой стороны, в настоящее время в России при преобладании рыночных отношений, достаточно велика роль государства в регулировании отрасли. В этом случае принятие Закона, регламентирующего участие государства в развитии новых технологий, кластерных производств и технических стандартов, представляется разумным. Главное, чтобы действие промышленной политики не сводилось только к финансовой поддержке предприятий и предоставлению различных налоговых льгот. Это может привести к потере конкурентных преимуществ другими участниками рынка, не являющихся реципиентами данной помощи. К сожалению, как показывает опыт функционирования подобных программ и в нашей стране, и за рубежом, особенно на начальном этапе, появляется целый корпус лоббистов от федерального до муниципального уровня, которые за соответствующий "комплимент" будут способствовать включению предприятий в программу. Данная схема может дискредитировать все положительные моменты предусмотренные документом.

Обзор полностью



Остапкович Георгий, Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Текущий рейтинг: 76 Голосов: 210
Для голосования за новости необходимо войти на сайт.



[GG] Польди написал 4 недели назад:
позитивный импульс
[GG] AlcanCorp написал 10 месяцев назад:
позитивный импульс
[GG] Robert_Pavlik написал 11 месяцев назад:
позитивный импульс
[GG] BTtrade написал 11 месяцев назад:
позитивный импульс
[GG] KennethRogoff написал 1 год назад:
позитивный импульс
[GG] Польди написал 1 год назад:
позитивный импульс
[GG] KennethRogoff написал 1 год назад:
позитивный импульс
[GG] Lathuu написал 1 год назад:
просмотрено /
[LID] tigra12 написал 1 год назад:
этапе
[LID] tigra12 написал 1 год назад:
начальном
[LID] tigra12 написал 1 год назад:
на
[LID] tigra12 написал 1 год назад:
особенно
[LID] tigra12 написал 1 год назад:
,
[LID] tigra12 написал 1 год назад:
импульс
[LID] tigra12 написал 1 год назад:
позитивный
[LID] tigra12 написал 1 год назад:
Определенный
[GG] Robert_Pavlik написал 1 год назад:
прочтено
[Prof] Катала написал 2 года назад:
просмотрено.
[GG] AlcanCorp написал 2 года назад:
прочтено
[GG] Польди написал 2 года назад:
прочтено
[GG] KennethRogoff написал 2 года назад:
прочтено
[GG] BTtrade написал 2 года назад:
прочтено
[GG] Lathuu написал 2 года назад:
под диван ногами ЦБ загонит

Новости Рашки