Новость: Рост фискальной нагрузки будет серьёзным ударом по экономике России
Все новости

Рост фискальной нагрузки будет серьёзным ударом по экономике России

Автор: WhoTrades 2 года назад

Финам


Изображение Shutterstock Дефицит консолидированного бюджета России в 2013 году стал вызовом для Минфина, которому теперь необходимо менять стратегию на ближайшие годы. Средняя цена на нефть марки Urals, остающаяся на высоком уровне (в среднем 107$ за первые 8 месяцев 2014 года) и ослабление курса рубля в первом полугодии привели к тому, что по итогам 2014 года вместо дефицита консолидированного бюджета в 500 млрд. рублей ожидается профицит на аналогичную сумму. Тем не менее, бюджет, рассчитанный по ценам на нефть, прогнозируемым Минфином (101$ - в 2015 году, 100$ - в 2016 году), предполагает дефицит около 0,7% от ВВП в 2015 году и 2,1% в 2016 году (расчеты компании Доходъ и данные Минфина).

Такие показатели нельзя назвать катастрофичными, но они заставляют искать ответы на вопросы о необходимости сохранения бюджетного правила, повышения налогов, коррекции расходов, потенциальном росте долга и использования средств резервных фондов для финансирования потенциального дефицита и стимулирования экономики. Мы рассмотрели влияние различных подходов к изменению бюджетной политики и оценили вероятность их осуществления, а также потенциальное макроэкономические последствия. Экономически наименее безболезненными оказались варианты с оптимизацией расходов бюджета за счет коррекции затрат на оборону и увеличением государственного долга. В текущих геополитических условиях такие меры выглядят маловероятными, поэтому мы ожидаем увеличения фискальной нагрузки за счет повышения НДС, использования накопительной части пенсии для текущих выплат и отказа от бюджетного правила.

Рост фискальной нагрузки будет серьёзным ударом по экономике

За последние пятнадцать лет структура доходов бюджета значительно изменилась. Основной скачок роста его зависимости от производства и продажи нефти, газа и нефтепродуктов пришёлся на 2001-2006 годы. Доля доходов от налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин (свыше 90% составляет углеводородное сырьё) в консолидированном бюджете за этот период выросла с 18% до 28% и сохраняется на таком уровне по настоящий момент. С 14% до 19% выросла доля социальных налогов, которые в 2010 году были заменены страховыми взносами. Доля налогов на прибыль, доходы, НДС и акцизов на протяжении последних 15 лет снизилась с 60% до 37%.

Доля доходов в консолидированном бюджете

Источник: Минфин РФ

После 2011 года стабильные цены на нефть и замедление экономики привели к тому, что темпы роста доходов бюджета начали падение. По итогам 2013 года изменение фактически было нулевым, а доходы по отдельным видам налогов даже снизились, например собираемость налога на прибыль упала на 13%. Продолжение негативной тенденции вынуждает Минфин искать новые источники поступлений, ведь рост расходов в ближайшие два года будет происходить на 8-9%.

Доходы и расходы консолидированного бюджета, руб.

Источник: Минфин РФ

Последнее время все активней обсуждается идея увеличения налогов для пополнения казны. В первую очередь дополнительные ресурсы планируется направить на финансирование дефицита бюджетов регионов, который в 2013 году достиг исторического максимума в 640 млрд. рублей. Можно выделить два потенциальных метода решения вопроса налоговыми мерами. Во-первых, непосредственно повысить налоги, идущие в бюджет региона. Во-вторых, увеличить налоги, идущие в федеральный бюджет, а потом в виде межбюджетного трансферта перенаправить субъектам.

Налог на прибыль

К первому методу относится повышение налога на прибыль организаций, максимальная ставка по которому сейчас составляет 20%, из которых 18% зачисляется в бюджет субъектов. Если средний темп падения прибыли сохранится на уровне 12%-15%, то рост налога на 4% по нашим расчетам может дать до 430 млрд. рублей дополнительных доходов в год. Однако его увеличение сейчас выглядит крайне опасной идеей. Предприятия в 2014 году и так начали сокращать инвестиции, которые являются основой экономического роста. Поэтому не исключено, что может сработать эффект отрицательного налогового мультипликатора и собираемость налога не превысит намеченного ориентира, спровоцировав ухудшение инвестиционного климата. Учитывая, что на выплату дивидендов компании в России в среднем расходуют 30% от прибыли, то увеличение налога на 4% приведет к дополнительному сокращению инвестиций в размере 300 млрд. рублей в год.

Инвестиции в основной капитал и прибыль, Россия

Источник: Росстат

Косвенные налоги

Еще одной инициативой может стать возвращение косвенного налога с продаж в размере до 3%, что должно обеспечить бюджетам субъектов дополнительные доходы в размере 200 млрд. рублей (по оценке министра финансов Антона Силуанова). Тем не менее, его введение наряду с НДС является не самым рациональной стратегией. По сути это будет способствовать росту издержек на администрирование при налогообложении схожей с НДС налоговой базы. Налог с продаж разумно вводить вместо НДС, однако если выбирать между повышением НДС и дополнительным введением предпочтительней будет первое решение.

Повышение максимальной ставки НДС с 18% до 20% уже в 2015 году выглядит весьма вероятным сценарием. Однако в этом случае дополнительный доход получит федеральный бюджет, а регионы будут вынуждены ждать межбюджетного трансферта. Потенциальный дополнительный доход от налога по нашим расчетам может составить до 400 млрд. рублей. Негативным эффектом станет рост цен для конечного потребителя, что усугубит худшую за 4 года динамику роста розничных продаж. Тем не менее, в отличие от налога на прибыль увеличение НДС не должно напрямую затронуть инвестиции.

Взносы в социальные фонды

Помимо решения проблемы дефицита бюджета субъектов Минфину необходимо искать дополнительные источники пополнения внебюджетных фондов, прежде всего, Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).

В 2013 году совокупные расходы на здравоохранение составили 2,4 трлн. рублей, из которых 1,1 трлн. были обеспечены выплатами ФОМС, около 500 млрд. рублей - федеральным бюджетом, остальное - из бюджетов субъектов. Согласно планам Минфина, их финансирование постепенно должно полностью переложено на ФОМС, поэтому в ближайшие годы расходы федерального бюджета на здравоохранение увеличиваться практически не будут. Вместо этого дополнительная фискальная нагрузка может коснуться лиц, получающих зарплату выше 624 тыс. рублей в год. На данный момент социальные платежи этой категории граждан ограничиваются взносом в Пенсионный фонд размере 10% от зарплаты. Предполагается, увеличить её на 5,1%, которые будут зачисляться в ФОМС, что по оценкам Минфина способно принести фонду 200 млрд. рублей. Это отрицательно скажется на динамике реальных доходов населения, рост которых к 2014 году практически сократился до нуля.

В случае с Пенсионным фондом из 6,3 трлн. рублей расходов, 2,8 трлн. финансируется из федерального бюджета. Остальное формируется из страховых (16,1% от зарплаты) и накопительных (6% от зарплаты) взносов. Страховые взносы идут на выплату текущего пенсионного обеспечения, накопительные инвестируется через НПФ или ВЭБ и должны пойти на выплату будущей пенсии гражданина, осуществляющего платёж. Однако подобная система, по-видимому, уже не сохранится. За 2014 год взносы на накопительную часть, которые должны были быть направлены в НПФ, расходуются на финансирование текущих пенсионных выплат, что позволяет сократить трансферт из федерального бюджета на сумму в 250 млрд. рублей. В 2015 году накопительная часть будет полностью направлена на текущие выплаты, что непосредственно не повлияет на фискальную нагрузку, но уменьшит будущие выплаты гражданам практически на 500 млрд. рублей, а экономика лишится их в виде долгосрочных займов, которые потенциально могли бы быть направлены на инвестиции.

Какой налог несет наименьший вред

Наименее болезненным методом ужесточения налоговой политики может стать увеличение НДС на 2%, дополнительные доходы от которого направятся в виде межбюджетного трансферта в регионы. Как и в случае введения налога с продаж это ускорит инфляцию и скажется на сокращении потребительского спроса. Тем не менее, увеличение НДС не потребует дополнительных издержек на администрирование со стороны налоговых служб и не заставит предпринимателей нести расходы на ведение еще одного типа учёта. Наиболее неблагоприятным сейчас выглядит повышение налога на прибыль, которое приведёт к более длительной стагнации инвестиций, уже наблюдаемой в 2014 году.

 Текущая максимальная ставкаДополнительный доход бюджета в годЭффект на экономикуУвеличение НДС на 2%18%до 220 млрд рублейРост цен, сокращение розничных продажВведение регионального налога с продаж до 3%0%до 200 млрд рублейРост цен, сокращение розничных продаж, дополнительные издержки налоговой по сбору налогов, увеличение затрат на ведение учетаУвеличение налога на прибыль на 4%20%до 400 млрд рублейСокращение инвестиций, удар по деловому климатуИспользование накопительной части пенсии на текущие расходы Сокращение трансферта из федерального бюджета на пенсионное обеспечение до 500 млрд рублейСохранение распределительной пенсионной системы, сокращение предложения денег для долгосрочного инвестирования

Относительно мировых стандартов фискальной нагрузки Россия имеет пространство для маневра. Отношение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет на данный момент составляет около 36% от ВВП. Это выше, чем у многих развивающихся стран, например, Китая или Индии, но значительно меньше, чем у большинства Европейских стран (43-45%) или США (42%).

Налоговая нагрузка, % от ВВП (включая социальные налоги)

Источник: Всемирный Банк

Тем не менее, увеличение налоговой нагрузки может не достичь предполагаемых целей по собираемости. В условиях замедляющейся экономики более высокие ставки налогообложения будут компенсированы падением инвестиций и потребления, а соответственно, сокращением налоговой базы в следующем периоде. Это означает, что, даже, подняв налоговую нагрузку, Минфин может не решить проблем сбалансированности и бюджета и будет вынужден прибегнуть к иным способам финансирования дефицита.

Обзор полностью



Аналитики, ФГ "ДОХОДЪ"

Текущий рейтинг: 85 Голосов: 223
Для голосования за новости необходимо войти на сайт.



[GG] mehedo написал 3 месяца назад:
не решить проблем сбалансированности
[GG] semenyka написал 3 месяца назад:
прочтено
[GG] Lathuu написал 3 месяца назад:
прочтено
[GG] AlcanCorp написал 3 месяца назад:
прочитано
[GG] питтрович написал 4 месяца назад:
Прочитано
[GG] Robert_Pavlik написал 5 месяцев назад:
прочитано
[GG] BTtrade написал 5 месяцев назад:
прочитано
[GG] KennethRogoff написал 5 месяцев назад:
прочитано
[GG] Польди написал 5 месяцев назад:
прочитано
[GG] андрей11111 написал 5 месяцев назад:
Прочитано
[GG] соффа написал 6 месяцев назад:
Динамика спроса и предложения
[GG] Lathuu написал 7 месяцев назад:
и это верно
[GG] Польди написал 10 месяцев назад:
прочитано
[GG] KennethRogoff написал 1 год назад:
прочитано
[GG] Lathuu написал 1 год назад:
приказано - выжать
[GG] bolysik написал 1 год назад:
прочитано///
[GG] Robert_Pavlik написал 1 год назад:
прочитано
[GG] AlcanCorp написал 1 год назад:
прочитано
[GG] Польди написал 1 год назад:
прочитано
[GG] KennethRogoff написал 1 год назад:
прочитано
[GG] BTtrade написал 1 год назад:
прочитано
Денис_Клименков написал 1 год назад:
был

Новости Рашки