Новость: Поправки в бюджет на 2015 год: с надеждой на нефть и отмену санкций
Все новости

Поправки в бюджет на 2015 год: с надеждой на нефть и отмену санкций

Автор: WhoTrades 1 год назад

Финам


Изображение Sutterstock В марте текущего года Министерство финансов подготовило проект поправок в федеральный бюджет на 2015 год. Поправки основаны на уточнённом прогнозе Минэкономразвития на 2015 год и не затрагивают 2016-2017 годы. В соответствии с поправками ряд тяжелых в социально-экономическом отношении решений придется принимать уже в 2015 году.

Уточнённый макроэкономический прогноз МЭР на 2015 год предполагает сокращение ВВП на 3% при цене нефти 50 долл/барр., среднегодовой инфляции 15,8% и среднегодовом обменном курсе 61,5 руб/долл. Данный прогноз нельзя считать чересчур пессимистичным. Скажем, январский Консенсус-прогноз Института "Центр развития" предполагает сокращение ВВП в 2015 году на 4%. Мы также полагаем, что при цене на нефть, заложенной в уточнённый макропрогноз, среднегодовой обменный курс рубля к доллару сформируется на более низком уровне - около 70 руб/долл. Тем не менее, в целом последний прогноз МЭР является реалистичной основой для пересмотра федерального бюджета.

Проект поправок в бюджет предполагает сокращение доходов федерального бюджета в 2015 году - по сравнению с принятым законом о бюджете - на 2,6 трлн руб., или на 17,4%. При столь сильном уменьшении доходов расходы сокращаются всего на 298 млрд руб., или на 1,9% в номинальном выражении. Из-за значительной инфляции сокращение в реальном выражении составит 11,5%, однако, если из расходов 2014 года вычесть ОФЗ на сумму 1 трлн руб., переданные Агентству по страхованию вкладов для поддержки банковской системы, сокращение реальных расходов составит всего 6%. А это уже близко к параметрам, заданным в президентском послании Федеральному собранию в декабре 2014 года (сокращение расходов федерального бюджета в реальном выражении на 5% в течение ближайших трёх лет).

Посмотрим на планируемые изменения расходов более внимательно.

Поправки в федеральный бюджет в 2015 году по разделам расходов, млрд. руб.

Итоговое сокращ./рост(+/-) открытой части расходов Увеличение расходов Сокращение расходов Расходы в 2015 году (открытая часть) Всего -276,8 556,5 -833,3 12055,6 Общегосударственные вопросы -24,2 57,5 -81,7 995,4 Национальная оборона -58,2 1,3 -59,4 1002,6 Национальная безопасность -156,1 3 -159,1 1345,7 Национальная экономика -229 39,8 -268,8 1941 ЖКХ -4,1 17,6 -21,6 128,7 Охрана окружающей среды -8,9 0 -8,9 46,1 Образование -27,5 3,2 -30,8 578,9 Культура, кинематография -9 1,1 -10,2 89,9 Здравоохранение 33 0,5 -33,6 372,8 Социальная политика 203,7 289,3 -85,6 4209,5 Физическая культура и спорт -2,9 1,6 -4,5 70,6 СМИ 0 5,5 -5,5 69,7 Обслуживание долга 136 136 0 585,3 Межбюджетные трансферты -63,6 0 -63,6 619,4 Источник: Минфин России, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Проект поправок в закон о федеральном бюджете предусматривает сокращение открытой части расходов на 276,6 млрд руб. При этом суммарное сокращение расходов по отдельным направлениям составляет 833,3 млрд руб., а увеличение - 556,5 млрд руб. (см. табл. выше). Наибольшее увеличение расходов запланировано (и уже осуществлено) по разделу "Социальная политика". В основном оно связано с индексаций трудовых пенсий на 11,4%. Основные объёмы секвестирования расходов приходятся на разделы "Национальная экономика" и "Национальная безопасность". При подготовке поправок в бюджет разработчикам пришлось пойти на сокращение ряда экономических и социальных программ. Сокращение социальных программ в поправках бюджета иллюстрируется данными нижеприведенной таблицы. Видно, что по разделу "Здравоохранение" расходы сокращаются по всем подразделам; в относительном выражении здесь в наибольшей степени пострадала "Санитарно-оздоровительная помощь", где сокращение составило 45% от ранее принятого объёма расходов. По разделу "Социальная политика" расходы сокращаются по всем подразделам, за исключением пенсионного обеспечения.

Поправки в федеральный бюджет в 2015 году по подразделам разделов "Здравоохранение" и "Социальная политика", млрд. руб.

Здравоохранение -33 372,8 в том числе Стационарная и медицинская помощь -8 150 Амбулаторная помощь -0,7 74,3 Санитарно-оздоровительная помощь -12,5 27,9 Донорская кровь и компоненты -0,1 3,1 Санитарно-эпидемиологическое благополучие -2 14,7 Прикладные научные исследования -2,7 18,5 Другие вопросы -7 84,3 Социальная политика 203,7 4209,5 в том числе Пенсионное обеспечение 282,8 2853 Социальное обслуживание населения -1 8,7 Социальное обеспечение населения -31,8 1003 Охрана семьи и детства -43,9 335,5 Источник: Минфин России, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

В соответствии с проектом поправок в Закон о федеральном бюджете на 2015-2017 годы, дефицит федерального бюджета составит 2,76 трлн руб. (3,8% ВВП), тем не менее необходимый объём ресурсов Резервного фонда для финансирования бюджетного дефицита составляет 3,07 трлн руб. Такой результат обусловлен пересмотром источников финансирования бюджетного дефицита на 2015 год. Существенно сокращены поступления от размещения ОФЗ, доходы от приватизации не предусмотрены вовсе, увеличено кредитование регионов, но главное, в поправках не заложены внешние заимствования. В результате погашение внешней задолженности предусматривает расходы объёмом в 350 млрд руб.

По состоянию на 1 марта 2014 года объём Резервного фонда составлял 4,72 трлн руб. Поправки в бюджет 2015 года предполагают расходование двух третей Резервного Фонда (67%). Возникает естественный вопрос: что делать с расходами федерального бюджета, если и в последующие годы сохранятся низкие цены на нефтьи секторальные санкции против российской экономики? Дальше 2016 года наша фантазия вообще не простирается, а для 2016 года возьмем сценарий сокращения расходов на 5% в реальном выражении, как это заложено в президентском послании. По нашим оценкам, при таком сценарии доходы федерального бюджета составят в 2016 году 13,4 трлн руб., расходы - 16 трлн руб., а дефицит будет равен 2,6 трлн руб(3,4% ВВП). Заметим, что на начало 2016 года в Резервном фонде останется около 1,6 трлн руб. При предположении, что "рыночных" источников финансирования дефицита, как и в 2015 г., не будет, а значит, потребность в средствах суверенных фондов в 2016 году будет примерно равна дефициту федерального бюджета, уже в следующем году Резервный фонд иссякнет, и придётся использовать ресурсы ФНБ. Ну, а что делать с расходами в 2017-м и последующих годах? Об этом правительству можно будет подумать ещё через год.



Чернявский Андрей, Институт "Центр развития" НИУ ВШЭ

Текущий рейтинг: 75 Голосов: 168
Для голосования за новости необходимо войти на сайт.



[GG] Lathuu написал 2 месяца назад:
инструмент для времени неопределенности
[GG] AlcanCorp написал 2 месяца назад:
понятно
[GG] Марк_Голдберг написал 3 месяца назад:
понятно
[GG] Bob_Paulson написал 3 месяца назад:
понятно
[GG] BTtrade написал 4 месяца назад:
понятно
[GG] KennethRogoff написал 4 месяца назад:
понятно
[GG] Польди написал 4 месяца назад:
понятно
[GG] Robert_Pavlik написал 4 месяца назад:
понятно
[GG] Польди написал 8 месяцев назад:
понятно
[GG] KennethRogoff написал 11 месяцев назад:
прочитано
[GG] Robert_Pavlik написал 1 год назад:
прочитано
[GG] AlcanCorp написал 1 год назад:
прочитано
[GG] Польди написал 1 год назад:
прочтено
[GG] KennethRogoff написал 1 год назад:
прочтено
[GG] BTtrade написал 1 год назад:
прочтено
Денис_Клименков написал 1 год назад:
бюджет на 2015 год: с надеждой на нефть
[GG] Lathuu написал 1 год назад:
Поправки в бюджет на 2015 год: с надеждой на отставку Айфона и посадку ЦБ , а санкции рассосуться сами
[GG] Lathuu написал 1 год назад:
хохлы тут не причём...?

Джо_джо написал 1 год назад:
А на маленьких зеленых лепреконов, с горшком золота, они не надеяться?
[Prof] VIP Stexz_Ukraine написал 1 год назад:
а не проще ли перестать убивать Украину?
Зомби Наталья_Филимонова написал 1 год назад:
Все будет хорошо!!!

Новости Рашки