Новость: На чем экономят россияне в нынешний кризис?
Все новости

На чем экономят россияне в нынешний кризис?

Автор: WhoTrades 2 года назад

Финам

Исследовательская компания GfK изучила, как текущий экономический кризис и политический климат повлияли на ожидания россиян, их отношение к местной власти, к своей стране и к миру. Результаты исследования показали, что падение рубля в декабре 2014 года и последовавший стремительный рост цен негативно сказались на настроениях и реальной покупательной способности жителей России. К концу 1-го квартала 2015 года, Индекс потребительских настроений в стране упал на 21 пункт с 95 в ноябре 2014 года до 74 в марте 2015, а количество россиян, которые почувствовали проявления кризиса на себе и своей семье, возросло почти в три раза - с 16% в ноябре 2014 до 43% в марте 2015.

Неудивительно, что "тренированные" двумя кризисами россияне включили стратегии экономии. Если в ноябре 2014 года 49% участников исследования GfK говорили, что ничего менять в своих тратах и привычках не будут, то в марте 2015 года, уже 80% сообщили, что намерены экономить, откладывать или отказываться от покупки товаров или услуг.

Исследование также показало, что больше всего россиян готовы экономить на покупке таких категорий, как ювелирные украшения и часы, мебель и товары для дачи, товары для ремонта. Заметно меньше было тех, кто намерен урезать затраты на хобби и путешествия.

И меньше всего россияне намерены экономить на продуктах питания и других товарах повседневного спроса, медицинских товарах, оплате коммунальных услуг, базовой одежде, обуви, а также затратах на мобильную связь и интернет. Последний факт подтверждает, что связь и интернет окончательно превратились в товар первой необходимости, так же, как продукты питания и медицинские товары.

Что изменилось в покупательском поведении россиян в этот кризис?

Данные о покупках товаров повседневного спроса более 10 тыс. домохозяйств в России показали, что ключевыми изменениями в поведении россиян, также как и в прошлый кризис, стали рациональность выбора, отказ от импульсных покупок, переключение на дешевый сегмент и экономичные упаковки, а также уход в "эконом"- форматы торговли - дискаунтеры и супермаркеты.

Значимое отличие в поведении российских потребителей в этот кризис - еще более высокая чувствительность к ценам из-за высокой инфляции. По данным GfK, стоимость ежемесячной ТНП-корзины (включая продовольственные и непродовольственные категории, товары медицинского назначения и фарм-препараты) выросла до 10,2 тыс. рублей по результатам всего 2014 года. По состоянию за июль 2013 - июнь 2014 года средневзвешенная стоимость корзины составляла 9,7 тыс. рублей.

Чувствительность к ценам повлияла на рост покупок товаров по промо-акциям. Теперь потребители намеренно ищут акционные товары, продающиеся со скидкой. Исследование показало, что участие марок в промо-акции позволяет брендам выделяться, что позитивно сказывается на узнаваемости марки и продажах. Однако, негативный эффект промо-акций - потребитель перестает покупать без скидок, что плохо сказывается на лояльности к брендам и на маржинальности.

Снизилась доля покупок "на автопилоте" - потребителю приходится принимать решение о покупке непосредственно у полки. Покупатель теперь внимательно читает ценники, так как рост цен привел к тому, что стоимость корзины заметно выросла. К тому же полки в некоторых категориях не узнать.

Изобилие товаров на полках сохраняется, однако каждый четвертый (24%) участник исследования GfK сообщил, что столкнулся с отсутствием некоторых привычных для него товаров на полках магазинов. Некоторые товары и бренды ушли с российского рынка из-за ответных санкций, и их заменили другие, которые ритейлеры ввели в свой ассортимент после поисков лучших ценовых предложений в рамках замещения.

Результат изменений потребительских настроений и покупательского поведения незамедлительно сказался на продажах. Впрочем, все не так плохо, как можно было бы ожидать. Мы прогнозируем снижение оборота розничной торговли на 0,9% в 2015 году (в сопоставимых ценах). Для сравнения, в 2009 году падение оборотов составило более 5%.

Стратегии экономии, используемые потребителями в кризис 2015 года, имеют не так много отличий от поведения россиян в 2009 году. В то же время социально-политическая ситуация в России сегодня совершенно иная, что сказывается на отношении россиян к этому кризису и их чувствительности к тяготам настоящего периода.

С одной стороны, ожидания россиян пессимистичны, и они готовы к длительному периоду экономии. С другой стороны, наблюдается консолидация населения вокруг власти и рост доверия к различным институтам. Это важный фактор успеха для возобновления экономического развития.Исследование GfK показало, что в 2015 году россияне демонстрируют более высокий уровень доверия к антикризисным действиям правительства. 42% опрошенных в 2015 году говорят, что поддерживают антикризисные действия правительства, - против 24% в 2009. Кроме этого, 86% участников исследования поддерживают текущий курс развития России (64% считают, что Россия развивается "скорее в правильном" направлении и 20% уверены, что в "абсолютно правильном" направлении).

В целом за последние 15 лет доверие россиян к различным институтам власти и общества выросло. В том числе к президенту страны, армии и правительству.

Исследование GfK: Доверие к основным институтам выросло (март 2015) 2001 2015 Политические партии 11 22 Административная власть 19 26 СМИ (газеты, ТВ) 22 27 Полиция 18 28 Государственная дума 12 28 Суд 25 28 Центральный банк РФ Н\И 38 Церковь 47 48 Правительство 31 49 Армия 44 55 Президент страны 54 71

Изменилось и отношение россиян к себе и к миру. Опрос GfK 2015 года показал, что самыми привлекательными странами для россиян являются Россия (80% в 2015 году / 68% в 1998), Беларусь (47% в 2015), Швейцария (46% в 2015 / 60% в 1998) и Италия (44% в 2015 / 57% в 1998).

В 1998 году рейтинг "стран мечты" россиян возглавляли (кроме самой России), Франция (67%), США (63%) и Великобритания (56%). В 2015 году доля россиян, оценивших Францию и Великобританию, как привлекательные для себя, сократилось практически вдвое. Самое значительное снижение привлекательности произошло в отношении США - почти в четыре раза (с 63% в 1998 до 14% в 2015).

Список стран, с которыми по данным опроса, России следовало бы развивать экономическое партнерство, возглавил Китай (47%), страны СНГ (41%), Индия и Европейский Союз (по 26% соответственно). 8% считают, что экономические отношения следует развивать с США. Кроме этого исследование GfK выявило, что в России сильны изоляционистские настроения, 28% считают, что России не следует ни на кого опираться в своем развитии.

Исследование GfK: Привлекательность стран мира для россиян (март 2015)



Эксперты, Исследовательская компания GfK

Текущий рейтинг: 83 Голосов: 158
Для голосования за новости необходимо войти на сайт.



[GG] Lathuu написал 6 месяцев назад:
Рост инвестиций вернется в положительную область
[GG] AlcanCorp написал 7 месяцев назад:
прочтено
[GG] Марк_Голдберг написал 7 месяцев назад:
прочтено
[GG] Bob_Paulson написал 7 месяцев назад:
прочтено
[GG] BTtrade написал 8 месяцев назад:
прочтено
[GG] KennethRogoff написал 8 месяцев назад:
прочтено
[GG] Польди написал 8 месяцев назад:
прочтено
[GG] Robert_Pavlik написал 8 месяцев назад:
прочтено
[GG] Польди написал 1 год назад:
прочтено
[GG] KennethRogoff написал 1 год назад:
прочтено
[GG] Robert_Pavlik написал 1 год назад:
прочтено
[GG] AlcanCorp написал 1 год назад:
прочтено
[GG] Польди написал 1 год назад:
прочитано
[GG] KennethRogoff написал 1 год назад:
прочтено
Денис_Клименков написал 1 год назад:
проголосовал
[GG] BTtrade написал 1 год назад:
прочитано
[Prof] VIP Stexz_Ukraine написал 2 года назад:
ясно
[GG] Lathuu написал 2 года назад:
28% считают, что России не следует ни на кого опираться в своем развитии.

выздоровление идет , но медлено
[GG] Lathuu написал 2 года назад:
42% опрошенных в 2015 году говорят, что поддерживают антикризисные действия правительства,

а они их читали, хотя бы ?
[GG] Lathuu написал 2 года назад:
меньше всего россияне намерены экономить на продуктах питания и других товарах повседневного спроса,
[СССР] koin_AS написал 2 года назад:
Ну, за консолидацию!

Новости Рашки