Новость: В условиях низких нефтяных цен налоговая нагрузка на добычу "черного золота" возрастает
Все новости

В условиях низких нефтяных цен налоговая нагрузка на добычу "черного золота" возрастает

Автор: WhoTrades 2 года назад

Финам

Поскольку реализация налогового маневра планировалась при высоких ценах на нефть, а происходит при низких, то налоговая нагрузка на нефтяную отрасль не снизилась, а возросла. Однако, как показывают расчеты, - незначительно: при цене нефти 60 долл./барр. Налоговая нагрузка увеличивается лишь на 0,5 долл. с барреля нефти. Структурными последствиями маневра стали снижение объема переработки нефти и производства мазута, а также увеличение экспорта сырой нефти. При этом следует отметить стабильность цен на моторное топливо на внутреннем рынке.

В силу значительной инерционности нефтяного сектора падение мировых цен на нефть и введенные против России финансовые и технологические санкции пока не оказали негативного влияния на динамику производства нефти. В 1 кв. 2015 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года добыча нефти, по данным Минэнерго России, увеличилась на 0,8%. Вместе с тем имело место изменение ряда тенденций в сфере переработки и экспорта, связанных с началом реализации "налогового маневра" - структурной реформы системы налогообложения нефтяного сектора, предусматривающей значительное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и компенсирующее его повышение налога на добычу полезных ископаемых (НД ПИ).

"Налоговый маневр" предполагает, что базовая ставка НД ПИ при добыче нефти поэтапно повышается с 493 руб./т в 2014 г. до 919 руб. в 2017 г., а предельная ставка вывозной таможенной пошлины на нефть (коэффициент в формуле расчета предельной ставки) снижается с 59% в 2014 г. до 30% в 2017 г. (табл. 1). Одновременно по отношению к ставке вывозной таможенной пошлины на нефть повышается ставка экспортной пошлины на "темные" нефтепродукты (до 100% от ставки экспортной пошлины на нефть в 2017 г.) и снижаются ставки экспортных пошлин на "светлые" нефтепродукты (до 30% от ставки экспортной пошлины на нефть). В целях замедления роста внутренних цен на нефтепродукты, обусловленного снижением экспортных пошлин, предусмотрено снижение акцизов.

Особенностью реализации налогового маневра является то, что его параметры разрабатывались в 2014 г. в условиях высоких мировых цен на нефть, когда принятая при расчете доходов федерального бюджета на 2015 г. цена на нефть составляла 100 долл./барр. При такой цене должно было произойти некоторое снижение налоговой нагрузки на добычу нефти, что в некоторой степени компенсировало бы снижение маржи нефтепереработки для вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Однако реализация маневра происходит при значительно более низких ценах. В условиях же низких нефтяных цен при принятых налоговых ставках налоговая нагрузка на добычу нефти возрастает.

Таблица 1 Ставки налогов на нефтяной сектор в 2014-2017 гг.

  2014 2015 2016 2017 НДПИ при добыче нефти: базовая ставка, руб./т 493 766 857 919 Экспортная пошлина на нефть: коэффициент в формуле расчета ставки экспортной пошлины 0,59 0,42 0,36 0,3 Экспортные пошлины на нефтепродукты: коэффициенты по отношению к ставке экспортной пошлины на нефть Бензины 0,9 0,78 0,61 0,3 Дизельное топливо 0,65 0,48 0,4 0,3 Мазут 0,66 0,76 0,82 1 Акцизы на автомобильный бензин: класс 4 9916 7300 7530 5830 класс 5 6450 5530 7530 5830 Источник: Налоговый кодекс РФ , Закон РФ "О таможенном тарифе", Федеральный закон от 24.11.2014 № 366-ФЗ .

Таблица 2 Изменение ставок налогов на нефтяной сектор в результате налогового маневра, прирост/снижение по сравнению с 2014 г., %

  2015 2017 НДПИ 55,4 86,4 Экспортная пошлина на нефть* -26,4 -45,1 Экспортная пошлина на бензин* -36,2 -81,7 Акциз на бензин класс 4 -26,4 -41,2 класс 5 -14,3 -9,6 * при цене нефти Urals 100 долл./барр. Источник: Налоговый кодекс РФ , Закон РФ "О таможенном тарифе", Федеральный закон от 24.11.2014 № 366-ФЗ , расчеты автора.

Однако, как показывают расчеты, при текущих ценах на нефть реальное повышение налоговой нагрузки по сравнению с действовавшей является достаточно незначительным. Так, при цене нефти 60 долл./барр. по сравнению с налоговой системой 2014 г. налоговая нагрузка возрастает лишь на 0,5 долл./барр., или на 0,8% по отношению к цене на нефть. Конечные же параметры налогового маневра, установленные на 2017 г., при цене нефти 60 долл./барр. фактически обеспечивают сохранение налоговой нагрузки на уровне 2014 г. (табл. 3).

В результате реализации налогового маневра произойдет существенное перераспределение налоговой нагрузки: доля НДПИ в рентных налогах на нефтяной сектор значительно повысится, а вывозных таможенных пошлин - резко снизится. По нашим расчетам, в диапазоне цены на нефть 60-100 долл./барр. доля экспортной пошлины в цене на нефть сократится с 41-48% в 2014 г. до 31-36% в 2015 г. и 24-27% в 2017 г. НД ПИ, таким образом, станет основным рентным налогом и будет выполнять основные функции налогового регулирования в секторе.

Таблица 3 Изменение налоговой нагрузки на добычу нефти в результате налогового маневра

  Цена нефти Urals, долл./барр.   50 60 70 80 90 100 110 2014 г. НДПИ, долл./барр. 9,06 11,64 14,23 16,82 19,41 21,99 24,58 ЭП, долл./барр. 18,75 24,65 30,55 36,45 42,35 48,25 54,15 НДПИ+ЭП, долл./барр. 27,81 36,29 44,78 53,27 61,76 70,24 78,73 НДПИ в % к цене Urals 18,12 19,4 20,33 21,03 21,57 21,99 22,35 ЭП в % к цене Urals 37,5 41,08 43,64 45,56 47,06 48,25 49,23 (НДПИ+ЭП) в % к цене Urals 55,62 60,48 63,97 66,59 68,62 70,24 71,57 2015 г. НДПИ, долл./барр. 14,07 18,09 22,11 26,13 30,15 34,17 38,19 ЭП, долл./барр. 14,5 18,7 22,9 27,1 31,3 35,5 39,7 НД ПИ+ЭП, долл./барр. 28,57 36,79 45,01 53,23 61,45 69,67 77,89 Изменение налоговой нагрузки по сравнению с 2014г., долл./барр. 0,76 0,5 0,23 -0,04 -0,31 -0,57 -0,84 НД ПИ в % к цене Urals 28,24 30,15 31,59 32,66 33,5 34,17 34,72 ЭП в % к цене Urals 29 31,17 32,71 33,88 34,78 35,5 36,09 (НДПИ+ЭП) в % к цене Urals 57,14 61,32 64,3 66,54 68,28 69,67 70,81 Изменение налоговой нагрузки по сравнению с 2014г., долл./барр. 1,52 0,83 0,33 -0,05 -0,34 0,57 -0,76 2017 г. НДПИ, долл./барр. 16,88 21,71 26,53 31,35 36,18 40,99 45,82 ЭП, долл./барр. 11,5 14,5 17,5 20,5 23,5 26,5 29,5 НДПИ+ЭП, долл./барр. 28,38 36,21 44,03 51,85 59,68 67,49 75,32 Изменение налоговой нагрузки по сравнению с 2014г., долл./барр. 0,57 -0,08 -0,75 -1,42 -2,08 -2,75 -3,41 НДПИ в % к цене Urals 33,76 36,18 37,9 39,19 40,2 40,99 41,65 ЭП в % к цене Urals 23 24,17 25 25,63 26,11 26,5 26,82 (НДПИ+ЭП) в % к цене Urals 56,76 60,35 62,9 64,81 66,31 67,49 68,47 Изменение налоговой нагрузки по сравнению с 2014г., в % к цене Urals 1,14 -0,13 -1,07 -1,78 -2,31 -2,75 -3,1 Источник: расчеты автора

Данные за 1 кв. 2015 г. свидетельствуют о наметившемся изменении ряда сложившихся прежде в секторе тенденций (табл. 4). Среди них следует выделить, во-первых, впервые за последние годы произошедшее снижение производства мазута, во-вторых, также впервые за последние годы, увеличение экспорта сырой нефти (для государственного бюджета такой экспорт более эффективен, чем экспорт мазута), в-третьих, снижение объема переработки нефти, объясняющееся первыми двумя факторами. Таковы первые структурные результаты реализации налогового маневра.

Вместе с тем следует отметить стабильность цен на моторное топливо на внутреннем рынке, т.е. фактическое отсутствие внешних негативных эффектов маневра. В январе-апреле 2015 г. потребительские цены на автомобильный бензин и дизельное топливо не превысили уровня конца прошлого года (табл. 5). Факторами, ограничившими рост цен, явились снижение мировых цен на нефть и произведенное в рамках налогового маневра снижение акцизов.

Таблица 4 Производство и экспорт нефти и нефтепродуктов в 2012-2015 гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года

  2012 2013 2014 2015 1 кв. Добыча нефти, включая газовый конденсат 101,3 100,9 100,7 100,8 Экспорт нефти 98,2 98,6 94,4 106,8 Первичная переработка нефти 104,9 102,7 104,9 98,7 Производство автомобильного бензина 104,3 101,3 98,8 103,2 Производство дизельного топлива 98,7 103,1 107,4 101,8 Производство топочного мазута 101,6 103,3 102 97,7 Источник: Росстат, Минэнерго России

Таблица 5 Средние потребительские цены на автомобильный бензин и дизельное топливо, руб./л

  2014 дек. 2015 янв. 2015 фев. 2015 март 2015 13 апр. Бензин автомобильный АИ -92 33,41 32,35 32,13 32,12 32,15 Бензин автомобильный АИ -95 35,21 35,16 35,01 35 35,05 Дизельное топливо 34,44 34,46 34,22 34,22 34,34 Источник: Росстат

Бобылев Юрий, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара

Текущий рейтинг: 79 Голосов: 154
Для голосования за новости необходимо войти на сайт.



[GG] Lathuu написал 6 месяцев назад:
Снижение рентабельности на фоне слабого рубля...
[GG] AlcanCorp написал 7 месяцев назад:
прочтено
[GG] Марк_Голдберг написал 7 месяцев назад:
прочтено
[GG] Bob_Paulson написал 7 месяцев назад:
прочтено
[GG] BTtrade написал 8 месяцев назад:
прочтено
[GG] KennethRogoff написал 8 месяцев назад:
прочтено
[GG] Польди написал 8 месяцев назад:
прочтено
[GG] Robert_Pavlik написал 8 месяцев назад:
прочтено
[GG] Польди написал 1 год назад:
прочтено
[GG] KennethRogoff написал 1 год назад:
прочтено
[ППЦ] Garagnik4 написал 1 год назад:
все прапала
[GG] Robert_Pavlik написал 1 год назад:
прочтено
[GG] AlcanCorp написал 1 год назад:
прочтено
[GG] Польди написал 1 год назад:
прочитано
[GG] KennethRogoff написал 1 год назад:
прочитано
[GG] BTtrade написал 1 год назад:
прочтено
[GG] Lathuu написал 2 года назад:
"Налоговый маневр" - придумают же...

Новости Рашки